Инклюзивное образование в  МДОУ "Детский сад №214"    

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку. 

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одной группе, а не в специально выделенной группе в ДОУ или школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Текущее Российское законодательство в области инклюзивного образования

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном законе от 24.11.95 N 181-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями, вступившими в силу с 21.10.2014), Федеральном законе от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

В МДОУ "Детский сад №214"" функционируют 5 групп:

1 группа (ранний возраст с 1.5 до 3 лет) – общеразвивающей направленности.

2 группы (дошкольники 3 – 5 лет) – общеразвивающей направленности.

3 группы (дошкольники 4-7 лет) – комбинированной направленности. Группы комбинированной направленности посещают дошкольники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с тяжёлыми нарушениями речи и сложными дефектами.

Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию и обучению воспитанников в МДОУ организована деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк), которая регламентируется локальным актом МДОУ – «Положением о ППк». Обследование воспитанников в МДОУ специалистами ППк осуществляется с согласия родителей (законных представителей). Направление на обследование на ПМПК осуществляетсяна основании заявления и согласия законных представителей.

В МДОУ "Детский сад №214"воспитанники получают образование  в группах МДОУ.

Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода по воспитанию и обучению воспитанников в МДОУ организована деятельность психолого-педагогического консилиума (ППк), которая регламентируется локальным актом МБДОУ – «Положением о ППк». Обследование воспитанников специалистами ППк осуществляется с согласия родителей (законных представителей).

      Содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ОВЗ, имеющих Коллегиальное заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), определяют  индивидуальные адаптированные образовательные программы дошкольного образования (далее – ИАОП), направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности, коррекцию недостатков в речевом развитии детей.  ИАОП определяют содержание и организацию образовательного процесса в группах комбинированной направленности и компенсирующей направленности.

     Нормативно правовая база

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  МЭРИИ  города Ярославля №524 от 18.04.2016(просмотр)"/

ПРИКАЗ  МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1309 от 09.11.2015(в ред. пр. № 1065 от 18.08.2016)(просмотр)"/